Психологические проблемы детей трудовых мигрантов
Сегодня значительные социальные и экономические изменения в обществе привели к тому, что большое количество населения мигрирует с целью заработка. Одной из основных проблем, связанных с трудовой миграцией, является разрыв семейных отношений. В результате этого дети остаются фактически сиротами: родители вроде есть, но одновременно они отсутствуют. С выездом родителей за границу меняется социальное окружение ребенка, привычки и ценности. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи.
Дети трудовых мигрантов находятся в сложной ситуации социального развития, поскольку они испытывают психотравмирующие воздействия. Психическая травма возникает потому, что основные социальные потребности этих детей остаются неудовлетворенными, поскольку основные люди в их жизни не проживают вместе с ними. Эта проблема отражается на здоровье детей, которые, живя с родственниками, не получают должного ухода, а также заботы и опеки.
На современном этапе существует недостаточность изучения и обоснования влияния длительного пребывания родителей за рубежом на развитие ребенка. Наблюдается отсутствие системы работы с этой категорией детей, отсутствие четкой законодательной базы со стороны государства, которая бы защищала детей трудовых мигрантов.
Это существенная проблема для детско-юношеской психотерапии. Обычно, в случае психологических проблем у детей, к психотерапевту их приводят родители. А в данной ситуации родители, а точнее их отсутствие, и является источником проблемы. В конце концов, даже если условно брошенные дети не обращаются за профессиональной помощью, нельзя игнорировать в них возникновения психологических проблем.
Как уже стало известно, проблема условно брошенного ребенка – это конфликты подростков, родители которых уехали на заработки, оставив их на воспитание другим людям (родным или знакомым). Это, к сожалению, является феноменом современной семьи. Здесь мы имеем дело со смешанными чувствами вины и обиды у подростка, заниженной самооценкой, гиперидеализацией или обесцениванием родителей, что делает невозможным здоровый сепарационный процесс и, соответственно, создает у молодого человека проблемы с социальной адаптацией.
Одновременно уместно подчеркнуть, что последствия социализации в условиях отсутствия таких влиятельных агентов социализации, как семья в целом и родители, в частности, могут оказаться уже во взрослом возрасте, например, проблемами в налаживании эмоциональных связей с другими людьми, в чувствах неуверенности и ненадежности. Поэтому даже в случае, когда особых девиаций в социальном поведении ребенка трудового мигранта не обнаруживается, уместно учитывать потенциальную угрозу их возникновения в дальнейшем. Отметим, что таких детей нужно окружить заботой и вниманием. Даже если они очень хорошо ведут себя и учатся, их психика, безусловно, травмирована и постоянно испытывает перенапряжение. Поэтому любое неосторожное замечание, бестактность обращения учителя, даже жалость и сочувствие окружающих, могут тяжело ими переживаться, вызывая непредсказуемые последствия.