Программа «Служение любви и милосердия» (духовно-нравственные, психологические и социальные аспекты деятельности социального работника)
Основные направления работы Программы:
1. Проведение развивающих занятий «Служение любви и милосердия» (духовные, психологические и социальные аспекты деятельности социального работника);
2. Организация психологического практикума (тренинговых занятий), направленного на самопознание, профессиональный рост, коррекцию семейных отношений и профилактику «эмоционального выгорания»;
3. Встречи и беседы со священнослужителями Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне по насущным вопросам современной жизни и профессиональной деятельности социальных работников;
4. Организация экскурсионно-паломнических поездок по историческим и святым местам;
5. Ознакомление с православной литературой, отражающей опыт социального служения РПЦ, создания духовно-здоровой семьи и воспитания детей.
Цель Программы: расширение духовно-культурного кругозора социальных работников, формирование у них осмысленного отношения к избранной профессии как к «служению любви и милосердия», профилактика развития «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ), углубление представлений о психологии подопечных граждан преклонного возраста, оказание социальным работникам духовно-нравственной и психологической поддержки в решении собственных личных и семейных проблем.
Задачи:
1. повышение профессионального уровня подготовки социальных работников на основе приобщения их к духовно-нравственным ценностям;
2. ознакомление социальных работников с историей и традициями социального служения Русской Православной Церкви;
3. ознакомление социальных работников с новой Концепцией социальной работы Русской Православной Церкви, соответствующей современному состоянию Российского общества;
4. раскрытие ценности социальной работы в условиях нарастания кризисных явлений в общественной жизни страны;
5. углубление представлений о строении человеческой личности как единства «духа, души и тела», о периодизации психического развития человека и психологических особенностях людей преклонного возраста;
6. обучение навыкам конструктивного общения с клиентами и профилактика «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ) социальных работников;
7. оказание социальным работникам психолого-педагогической помощи и поддержки в решении личных и семейных проблем с использованием методов психодиагностики, индивидуальных консультаций и тренинговых занятий;
8. содействие поиску путей профессиональной самореализации и развитию творческих инициатив, выделение профессионально-важных качеств социального работника.
Организация работы:
Подход: реализация принципа установления «церковно-государственно-общественного» партнерства в процессе психологического сопровождения текущей профессиональной деятельности социального работника.
Развивающие занятия Клуба для социальных работников ГУ Царицынского КЦСО «Вера. Надежда. Любовь» проводятся по установленной программе, начиная с сентября 2010г., один в раз неделю, в удобное для социальных работников время.
Паломнические и экскурсионные поездки совершаются по согласованию с Паломнической службой Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне в течение года.
Встречи и беседы со священнослужителями проводятся по договоренности с Настоятелем Храма.
Индивидуальное психологическое консультирование социальных работников проводится по предварительной записи у специалистов в Отделении психолого-педагогической помощи Царицынского КЦСО.
Презентация православной литературы, отражающей опыт социального служения РПЦ, создания духовно-здоровой семьи и воспитания детей, проводится сотрудниками Приходской библиотеки не реже 3-х раз в год.
ПРОГРАММА
проведения развивающих занятий «Служение любви и милосердия»
(духовно-нравственные, психологические и социальные аспекты деятельности социального работника в условиях современного российского общества)
Раздел 1. Изучение мотивация профессиональной деятельности социальных работников, их отношения к выполняемым обязанностям, выявление проблем, препятствующих эффективной работе, поиск путей формирования творческого отношения к делу.
1) Введение представлений о мотивации деятельности: мотивация «обладания», мотивация «достижения» и мотивация «служения»;
2) Уровневая организация профессиональной деятельности социального работника. Смысловое содержание выполняемой работы;
3) Взаимосвязь мотивации «служения» с христианскими жизненными ценностями. Формирование творческого отношения к делу как результат усвоения христианских ценностей и стремления к личностному росту.
Раздел 2. Ознакомление с историческими российскими традициями осуществления социальной работы, формирование представлений о созидательной роли Русской Православной Церкви в духовно-нравственном оздоровлении современного общества.
1) Краткий очерк истории социального служения РПЦ (по периодам);
2) Проблемы организации социального служения в советский период;
3) Концепция развития социального служения РПЦ на современном этапе. Анализ выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о социальном служении;
4) Установление «церковно-государственно-общественного партнерства» в социальной сфере – ключ к оздоровлению нравственного климата в российском обществе;
5) Основные направления социального служения РПЦ, государственных структур и общественных организаций на современном этапе;
6) Инновационная программа «Духовное здоровье семьи и личности» как пример реализации «церковно-государственно-общественного партнерства» в социальной сфере, путь формирования христианских семейных ценностей и полноценного, осмысленного бытия человека в современном мире.
Раздел 3. Формирование представлений о строении человеческой личности как единстве «духовного, душевного и телесного» начала, раскрытие «двойственной» природы человеческой души (выделение духовного и психического компонентов), ознакомление с психологическими понятиями: «индивидуальность» и «личность».
1) Введение представлений о человеке как о единстве «духа, души и тела»;
2) Раскрытие «двойственной» природы человеческой души (выделение духовного и психического компонентов);
3) Ознакомление с психологическими понятиями: «индивидуальность» и «личность»;
4) Освоение христианского образа жизни как забота о формировании духовно-здоровой семьи и личности;
5) «Проблема одиночества» в свете христианской традиции;
6) Ответственность человека за итоги своей жизни. «Жизнь-болезнь-смерть» как взаимосвязанные события и этапы подготовки к переходу в вечность. Православная традиция подготовки человека к завершению жизненного пути.
Раздел 4. Ознакомление с психологическими представлениями о разнообразии индивидуально-типологических особенностей людей преклонного возраста и формирование у социальных работников навыков конструктивного общения с подопечными.
1) Периодизация основных этапов жизненного пути человека;
2) Краткая характеристика психологических особенностей людей пожилого и преклонного возраста;
3) Типичные примеры акцентуаций характера людей преклонного возраста и сопутствующих им соматических заболеваний;
4) Схема построения конструктивного диалога с подопечными, направленного на прояснение контекста их жизни и оказание им реальной помощи.
Раздел 5. Содействие социальным работникам в решении личных и семейных проблем, оказание психологической помощи и поддержки в вопросах профессиональной самореализации.
1) Типология основных проблем современной семьи: конфликты в супружеских и детско-родительских отношениях, разрыв связи поколений, разводы, потеря близких людей, воспитание детей с ограниченными возможностями и др.;
2) Анкетирование, направленное на выявление острых психологических проблем социальных работников;
3) Психодиагностика, индивидуальное психологическое консультирование и психотерапия как эффективные способы оказания помощи социальным работникам в случае угрозы «эмоционального выгорания»;
4) Профессиональная деятельность социального работника как служение любви, сострадания и милосердия. Профессионально-важные качества социального работника.