Проблемы развития личности
Умозрительное рассмотрение проблем развития личности непременно выявляет вполне закономерный парадокс. Для достижения комфортных отношений с реальностью необходимо ощутить комфорт в отношениях с реальностью. Для того чтобы ощутить состояние счастья нужно стать счастливым человеком. К счастью, этот парадокс при рассмотрении его в качестве задачи, имеет очень простое решение. Состояние счастья приносит не обладание чем-то, а сосредоточенность на проблемах, вместо того чтобы сосредотачиваться на себе. Вполне возможно, что это утверждение можно рассматривать в качестве основного постулата всей гуманистической психологии. И именно этот постулат выявляет не нужные стереотипы систем исполнения желаний, которые предлагают испытывать счастье от факта обладания чем-либо. В настоящее время их очень много. Создаётся впечатление, что каждая уважающая себя школа психологии нашла свой вариант работы с желаниями. Если собрать все ресурсы в Интернете, которые были бы посвящены техникам исполнения желаний, то можно создать достаточно объёмный sites directory.
Сама же гуманистическая психология никогда не была самодостаточным научным течением. Дело в том, что актуализация личности и удовлетворение базовых потребностей не имеют никакого смысла в отрыве от «четвёртой силы» — феномена трансперсональности. Человеку попросту не нужна его личность в отрыве от возможности мистических переживаний, попыток единения своего внутреннего мира с сознанием Абсолютным.
Не столь суть важно, в какой последовательности человек удовлетворяет свои потребности в любви и признании в обществе. Все они направлены на то, чтобы выйти за пределы и ограничения, которые и накладывает гуманистический подход. Распознание хороших и плохих целей и средств, креативность и умение сопротивляться культурологическим ограничениям являются лишь подготовительным этапом.
Это очень больно и трудно признавать, но успех успешных личностей нужен им лишь в той мере, в какой они готовят себя к чему-то большему. Самые комфортные условия теряют всякий смысл, если человек превращается в успешное животное. В конечном итоге все аспекты гуманистической психологии стали лишь отправной точкой для продолжения исследований, которые были перенесены с понятного, хоть и критикуемого, изучения психологических типов успешных личностей.
Ещё в 20-ом веке трансперсональная психология получила признание Британского психологического общества, получив таким образом хоть какое-то признание в научном мире. Тем не менее, деятельность Абрахама Маслоу многие предпочитают рассматривать лишь в рамках гуманистической психологии. Скорее всего, потому что именно эти изыскания стали почвой для построения достаточно эффективных систем управления. При этом забывается, что сам Маслоу уже в 60-ые годы 20-го века начал исследование пиковых переживаний и изменённого состояния сознания. Это было вполне логично, особенно если учесть, что все личности, которые брались им для исследований в области самореализации были мистиками. К примеру, подлинный Альберт Эйнштейн был совершенно не похож на тот образ, который возник в массовом сознании. Всю свою жизнь он верил в бога и рассматривал свои научные изыскания ещё и в качестве попыток познания божественных начал мироздания. А он входит в число тех, кого Маслоу выбрал в качестве эталона успешной самореализации.
В этой связи широко известную пирамиду Маслоу можно рассматривать в качестве не только«перевёрнутой», но ещё и «усечённой». На её вершине должны были бы оказаться медитативные переживания. Далеко не только Маслоу пришёл к выводу о том, что классические силы научной психологии — психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология, на самом деле ничего не дали своим сторонникам. Хотя сам и был одним из отцов-основателей гуманистического направления. Не дали, потому что не могли дать, потому что природа человека выходит за рамки рациональных объяснений и построения логичных схем.
Трудно сказать – радоваться нам теперь или печалиться. Да, это можно считать научным фактом. Примитивные жизненные цели возможны для реализации, но они не могут стать причиной для возникновения чувства счастья и, таким образом, теряют всякий смысл.
В развития построения трансперсональной парадигмы достаточно серьёзный вклад внёс Кен Уилбер, американский философ и писатель. Он разработал интересную теорию спектра сознания, в которой подразумевается наличие трёх категорий: доличностной, личностной и надличностной. Он выделил несколько уровней развития сознания и достаточно чётко указал на то, что каждый виток своего развития человек совершает для того, чтобы впоследствии интегрировать результат в ходе совершения следующего витка. Если нет надличностного уровня, то любое развитие на личностном становится деконструктивным, потеряв изначальную причину.
Таким образом мы получаем ещё одно объяснение собственных проблем. Попытки искусственной остановки на уровне достижения материального благополучия и признания в обществе превращаются в источник внутреннего конфликта. Можно сколь угодно долго отмахиваться от концепции «духовного кризиса», которую обосновали Станислав и Кристина Гроф, но рано или поздно этот кризис может настигнуть, вне зависимости от того – верите вы в него или нет. Дело в том, что духовность в человеке заложена самой природой. Чем дальше от неё уходят люди, тем более коварные заместители духовного роста изобретают. Для кого-то им становится пьянство, для кого-то трудоголизм, кто-то испытает состояние депрессии, а кто-то начнёт совершать необдуманные поступки.