Развивающие занятия с подростками На базе школы-лицея № 1536 ЮЗАО г. Москвы
Специалисты АНО «Семейное благо» Е.В. Загородная и Т.Н. Ерохина занимались разработкой программы духовно-просветительских и развивающих психолого-педагогических занятий с подростками (15-17 лет) на тему: «Как найти свое место в жизни?». В занятиях приняло участие 17 человек, учащихся 10-го класса школы № 1536 ЮЗАО г. Москвы. Занятия с подростками проводились факультативно, один раз в неделю, по вторникам с 14:00 до 15:00 на основании распоряжения директора школы Ивановой С. И. Основными формами работы стали групповая дискуссия с включением психологических упражнений и методик и дальнейшим обсуждением полученного материала.
Перед началом работы было проведено тестирование подростков с использованием следующих психодиагностических методик:
Обработка результатов позволило выявить круг старшеклассников, у которых отсутствовало ясное понимание своих задач по выбору профессии и ориентации в будущей взрослой жизни. Эти ребята и образовали основной состав группы подростков, с которыми проводились занятия.
Психологическая диагностика, проведенная специалистами, показала, что отобранной группе свойственны размытые представления о самих себе, сильных и слабых сторонах своего характера, отсутствие широкого кругозора и выраженных предметных интересов к школьным дисциплинам. Отсутствие ясного понимания своих жизненных целей и задач, слабая ориентация в условиях современной российской жизни, сниженный волевой импульс и т.д. приводят к появлению трудностей в решении задач социализации: будущая самостоятельная жизнь за порогом школы не мобилизует на преодоление своей личностной незрелости, а, напротив, вызывает панический страх и желание дольше оставаться детьми. В некоторых случаях была выявлена деформация системы жизненных ценностей, стремление достичь личного успеха любыми средствами, без особого труда или склонность к неоправданной идеализации своего будущего.
В связи с этим предложенная программа для подростков преследовала следующие цели:
Первый этап реализации программы показал заинтересованность старшеклассников в групповом обсуждении жизненно важных вопросов и тем. Присущий подросткам страх перед будущим постепенно сменился стремлением конструктивно осмыслить себя и свои планы. Вместе с этим в присутствии специалистов-психологов у подростков появилось доверие друг к другу, способность участвовать в дискуссии и с уважением выслушивать различные точки зрения сверстников. Обсуждение важных для подростков тем побудило их к проявлению интереса друг к другу, дало новый толчок для установления товарищеских взаимоотношений и обмену важной информацией.
Впоследствии программа духовно-просветительских и психолого-педагогических развивающих занятий с подростками обсуждалась на педсовете, вызвала одобрение педагогического коллектива и директора школы.