Статьи о психологии
Произошедшие негативные перемены в сознании детей, подростков и молодежи заставляют нас задуматься над тем, что рост образованности и информированности человека сам по себе еще не обеспечивает полноценного развития личности. Физическое созревание и достижение интеллектуальной зрелости должно быть дополнено приобретением социально-психологической (гражданской) и духовно-нравственной зрелости, без которых невозможно подлинное становление человеческой личности. Духовная и социально-психологическая ущербность, в конечном счете, и делают человека «неполноценным» или «некомпетентным» (по выражению американского психолога). Это означает, что приобретенные человеком возможности (знания, умения, навыки, интеллектуальные и физические ресурсы) не будут в полной мере им реализованы. Такой человек не сможет жить в полную силу, он не сможет себя никому и ничему посвятить, ответственно и добросовестно выполнять свои гражданские обязанности, самоотверженно трудиться в избранной профессиональной области. По большому счету, «компетентность» или «полноценность» личности достижимы лишь при условии того, что человек начинает себя «отдавать». Пока человек может действовать только как эгоист, пока он может только «брать» от жизни удовольствия и материальные блага, он будет оставаться «ненадежным» для серьезных дел и серьезных взаимоотношений.
Где же лежат корни «всеобщей и полной некомпетентности»? Что ее порождает?
Нам представляется, что природа этого неблагоприятного и опасного явления коренится в семейном воспитании, точнее в отрыве семьи от задач духовно-нравственного воспитания детей. Непонимание родителями того, что «вос-питание» есть, прежде всего, питание детской души божественной, отцовской и материнской любовью, примерами подвигов добровольного и самоотверженного служения людей друг другу, а не просто назидание, поощрение или наказание.