Поиск






ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ




"СЕМЕЙНОЕ БЛАГО"


Книга как запретный плод?

Книга как запретный плод?
Беседа со школьным психологом -тренинг умения доверять собственному опыту
Еще совсем недавно если нужно было кого-то упрекнуть в том, что он «направо и налево» раздает советы по вопросам, в которых не компетентен, то звучала фраза: «Все знают, как лечить и как учить», — то есть все в этих вопросах считают себя специалистами. А вот сегодня это крылатое выражение уже практически и не услышать.
Сегодня если к школьному психологу приходят ученик, родитель или учитель, то каждый из них чаще всего обращается к нему, как к «оракулу». И весьма печально, если школьный психолог, пусть и невольно, поддается желанию поэксплуатировать эту коммуникативную установку . Функция психологов во время таких встреч с собеседниками заключается скорее в обратном, то есть в том, чтобы, следуя наставлениям К.Роджерса, помогать им освобождаться от собственной амнезии — потери памяти, помочь вспомнить многогранность собственного опыта, чтобы почувствовать, увидеть и найти именно в нем решение возникшей проблемы.
А всему этому весьма способствует такой универсальный прием, как вариативность, обладающая мощнейшим психотерапевтическим потенциалом. Именно вариативность помогает эффективно избавляться и от ситуативно-плоской однозначности советов, и от досадной узости мышления.
Когда собеседник оказывается перед несколькими вариантами возможных решений, ему легче определиться, легче сообразить, какой из вариантов ему самому представляется наиболее выполнимым, нравится больше, ближе всего к его индивидуальному темпоритму, его личным взглядам и ожиданиям.
Вспоминается, что когда моя дочка училась в первом классе, в конце третьей четверти нас позвали на очередное родительское собрание. И вот учительница зачитывает отметки по чтению. Я слушаю и удивляюсь такой закономерности. Если у кого были пятерки, то, как правило, штук по пять, четверок — по четыре, троек — по три.
С одной стороны, заботясь о классе, учительница, казалось бы, поступает правильно. Но, с другой стороны, если слабого ученика не вызывать для чтения вслух перед классом, то где же и когда он отрабатывать свою технику чтения будет? Из учителей «мастером своего дела» называют того, кто с подобным парадоксом справляется так, что «и волки сыты, и овцы целы». То есть и классу на уроке не скучно, и у слабых, неуверенных учеников оказывалось бы достаточно возможности потренировать на уроке технику чтения. Тут у каждого учителя-профессионала обычно свои ноу-хау…

Copyright © 2015 АНО " Семейное Благо" - Материалы и статьи